Пятница, 10 декабря 2021 12:33

Правовой обзор по вопросу территориальных форм развития экономики

Тематический правовой обзор Общероссийского Конгресса муниципальных образований по вопросу территориальных форм развития экономики

Важным направлением работы муниципальных команд является привлечение инвестиций и размещение производств на территории муниципальных образований, создание новых рабочих мест. Одним из способов такой работы является продвижение и создание территориальных форм развития экономики. Законодательству Российской Федерации известен ряд территориальных форм развития экономики – особые экономические зоны (ОЭЗ), территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), свободные порты, специальная экономическая зона (СЭЗ) и ряд других форм.

В предмет обзора вошли нормативные правовые акты Российской Федерации о создании ОЭЗ, ТОСЭР, СЭЗ и свободных портов.

В то же время по ряду причин (распространение на отдельную индустриальную площадку на территории муниципального образования, распространение на закрытый перечень субъектов Российской Федерации или закрытый перечень географических территорий) в обзор не вошли специальные административные районы, зоны территориального развития, индустриальные (промышленные) парки, промышленные технопарки и другие схожие территориальные формы развития экономики.

Источниковой базой данного обзора выступили федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации, размещенные в справочно-правовой системе «Гарант» по состоянию на 7 декабря 2021 г. Основные сведения сведены в прилагаемой электронной таблице и могут быть полезны при анализе складывающейся экономической политики, а также при подготовке различных управленческих решений в области экономического регулирования.

Настоящий тематический правовой обзор сведен в табличную форму и не разделен на главы, в связи с чем стоит привести ряд общих выводов, основанных на сводных данных подготовленной таблицы.

1. Наиболее активно использующими в своих муниципальных образованиях территориальные формы развития экономики стали такие субъекты Российской Федерации как Республика Татарстан (7 форм), Свердловская область (6 форм), Республика Башкортостан (6 форм), Иркутская область (5 форм), Челябинская область (5 форм), Московская область (5 форм), Приморский край (5 форм).

2. В разрезе видов территориальных форм развития экономики можно отметить следующие субъекты Российской Федерации. Более всего ТОСЭР насчитывается в Республике Татарстан, Республике Башкортостан и Челябинской области – по 5 в каждом субъекте Российской Федерации. В отношении ОЭЗ лидером по их количеству является Московская область, где расположены 5 ОЭЗ. Отмечая, что свободный порт распространен лишь в небольшом количестве субъектов Российской Федерации, стоит отметить Приморский край, где помимо свободного порта действуют 4 ТОСЭР, а также Хабаровский край и Сахалинскую область, где помимо единичных свободных портов действуют по 3 ТОСЭР.

3. Использование дополнительного к территориальным формам развития экономики режима свободной таможенной зоны (СТЗ) наиболее распространено в регионах Дальнего Востока: в Приморском крае – 5 СТЗ, в Хабаровском Крае и Сахалинской области по 4 СТЗ, а в Амурской области – 3 СТЗ.

Предлагаем читателям ознакомиться с прилагаемой таблицей.

Просим направлять свои предложения по дальнейшим тематикам обзоров по электронной почте asmo@govrb.ru

  •   Таблица_ТПО_территориальные_формы.xlsx     
Авторизуйтесь, чтобы комментировать